Вторник, 05.07.2022, 09:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Психология речи

Психология речи

 

Полезная литература:

Мышление и речь. Лев Выготский

Речь изучается с точки зрения её артикуляции:

-логопедия

-орфоэпия

Паралингвистика исследует изменения речевого механизма в зависимости от волнения, от времени суток.

Речь изучается физиками. Речь-разновидность звуков.

Речь-обмен информацией. Изучается в теории коммуникации, в информатике.

Речь-проявление личности. Изучается психологией.

Изучается лингвистами. Одно из проявлений лингвистики - риторика. Речь - одна из форм существования языка. Язык существует в 4 формах:

- знаковая система, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей (для накопления информации, для общения, для воздействия на других членов общества). Такой язык отражен в словарях, грамматиках, справочниках и принадлежит всему обществу.

- речевая способность-индивидуальный образ языка, который складывается в сознании каждого его носителя в течение всей жизни последнего.

- речевая деятельность-процессы использования языка, речевой способности. 6 процессов:

1. говорение

2. слушание

3. письмо

4. чтение

5. перевод

6. пение со словами (эта способность исчезает позже всех)

- текст (результат речевой деятельности)

Психологов интересуют последние три формы.

Вторая идея лингвистов – «Теория речевой деятельности и дискурса». Разработано понятие речевого акта, как конкретного , однократного использования языка в конкретной ситуации.

Структура речевого акта:

-присутствие говорящего ( продуцент )

- собеседник ( реципиент )

-предмет речи, содержание речи

- код, с помощью которого передается содержание

- внешние обстоятельства - время и место речевого акта

- внутренние обстоятельства – причина и цель по которой разрешается этот речевой акт.

При осуществлении речевого акта происходит несколько операций:

-локутивный акт- факт произнесения

-пропозициональный акт- соотнесение выбранных речевых средств с отдельными элементами описываемой ситуации

-иллокутивный акт – придание цели сообщению . Получить информацию, передать информацию (информационный) ,  воздействовать на собеседника (побудительный), передача эмоций ( эмоциональный акт), поддержание контакта с собеседником ( фактический), доставить наслаждение себе или собеседнику путем использования языка (эпидейктический)

- перлокутивный эффект (планируемый результат)

Типы речевых актов :

1)По цели (см.выше)

2)по способу выражения цели

- прямые ,цель выражается прямо

- косвенные, истинная цель скрыта

Любой речевой акт обусловлен исторически, национально и конвенционален (является результатом «договора» людей о его значении).

3) – дескриптивные (описательные), описывают те события, которые происходят

    - перформативные,  в момент произнесения действие не может не совершиться.

 

«Дискурс» имеет два значения:

1.речевой акт, погруженный в конкретную ситуацию

2.совокупность взаимосвязанных речевых актов.

 

Лингвисты. Противопоставление языка и речи.

Ф. де Соссюр, Л.В. Щерба

- Язык потенциален ; Речь осуществляется в конкретном времени и пространстве

- Речь всегда материальна (представляет собой звуки, буквы, воспринимаемые органами чувств ; Язык - научная абстракция

- Речь всегда динамична, подвижна, мимолетна; Язык консервативен, устойчив

- Речь контекстуально обусловлена, зависима от ситуации; Язык не зависим от обстановки общения

- Язык объективен; Речь субъективна, отражает опыт индивида

- Речь всегда целенаправленна; Язык не целенаправлен

 

Психологические аспекты изучения речи

А.Н.Леонтьев

 

  1. Речь - общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, традиции, быт, национальные отношения. Отражает опыт народа.
  2. Речь - результат активного отражения бытия
  3. Язык – форма существования сознания, не только индивидуального, но и общественного. Со всей личностью в целом.
  4. Речь – это особая речемыслительная деятельность по созданию текстов и обмена ими в целях коммуникации. Речь занимает центральное место в личностной деятельности.

Речь:

- редко бывает самоценной

-сопровождает все остальные виды деятельности

-без речи другие виды деятельности не осуществляются

-является центральным фактором в процессе психологического развития

 

  1. Речь-полиморфна, осуществляется в разных формах. И полифункциональна –выполняет разные фунции
  2. Речь развивается неколичественным способом, не эволюционно,а качественными скачками.

 

Становление речевой способности ребенка (онто) и человека в целом (фило)

Речевые механизмы, которые позволяют осуществлять речевую деятельность в норме и патологии.

Проявление человека в речи.

 

 

Функции речи

 

  1. Смысловая, семантическая или сигнификативная (когнитивная) – накопление, преобразование знаний и отражение их в языковых единицах.
  2. Коммуникативная функция. Язык-средство общения
  3. Выразительная функция. Язык- средство «выражения» знаний.
  4. Эмоциональная функция. Передача эмоций и оценок.
  5. Регулятивная или побудительная. Воздействие на собеседника.

 

Виды речи

Жестовая-является речью изобразительной, удовлетворяет потребности наглядно-образного мышления. Человек развивается к абстрактному мышлению. Единственная форма коммуникации для глухих.

Звуковая – развитие абстрактного мышления требует употребление звуковой речи.

    

 

        

Устная

Письменная

Беседа в условиях непосредственного контакта с собеседником

Осуществляется в особой графической форме с помощью букв

Проявления одного и того же языка

Различия

Осуществляется с помощью естественных звуков

Осуществляется с помощью особых искусственных знаков

Первичная форма

Вторичная форма существования языка

Рождается из непосредственного переживания

Направлена на передачу более отвлеченного содержания

Осуществляется в условиях непосредственного контакта собеседников при наличии общности перцептивной базы

Осуществляется при отсутствии непосредственного контакта

Бытовое общение

Официально-деловое, научное и реже социальное общение

Структурные особенности

Эллиптична (сокращена)

Максимально развернута, логически простроена. Мысль передана полно и воспринята однозначно

Предикативна (преобладают глаголы)

 

Связана с невербальными средствами общения (поза, мимика, жест), паравербальными (интонация, тембр, темп)

 

Всегда ситуативна

 

 

 

 

Монолог          Диалог (исторически первичен, предполагает равенство собеседников)                 Полилог

 

Деление речи на :

Внешнюю речь. Речь озвученная, предназначенная для других людей, локонизована. Первоначально понимали как вербальную.

Внутренняя речь. Неозвученная, речь для себя, нелоканизована. Проблемой начали заниматься французы и Выготский и Жиникин Н.И.

Существуют теории:

  1. В каких образах она проявляется ( представление о предмете)
  2. Связывает внутреннюю речь с сокращением речевого акта ( то есть внешняя речь без произнесения)
  3. Внутренняя речь – это всё, что предшествует моторной стадии речи. Это особый вид речевой деятельности, который характеризуется следующими особенностями:

- это субъективный язык, посредник, с помощью которого говорящий переводит свой замысел во внешнюю речь. Внутренняя речь строится на понятии «Логогена» это особое психическое образование , в котором хранится вся информация о данном явлении и способах его обозначения)

- максимально, структурно свернута (сокращена), поэтому она не локализована , бессвязна. Эта речь семантически максимально нагружена. В этой речи смысл (индивидуальное наслоение информации, которая есть у каждого человека) слова доминирует над значением (общепринятая информация, которая скрывается за словом). За конкретным логогеном во внутренней речи скрывается масса субъективных, индивидуальных и ситуативных смыслов.

 

Внутреннюю речь очень трудно перевести во внешнюю.

 

Во внутренней речи выявляют эгоцентрическую речь, речь ориентированную на самого себя. Эгоцентрическая речь – это ряд ступеней, предшествующее развитию внутренней речи, т.е. ранние формы внутренней речи, которые выявляются у ребенка дошкольного возраста. Эгоцентрическая отличается от внутренней речи только локализованностью, озвученностью.

 

Психологи выявили 3 уровня обеспечения нормального функционирования речи

  1. Нижний уровень. Базовые образования, связанные с запечатлениями слов – это логогены
  2. Логогены пересекаются друг с другом, образуя ассоциативную сеть.
  3. Грамматические структуры, которые опираются на связи, существующие не между явлениями действительности, а между словами, планом выражения логогенов.

 

 

Порождение речи – совокупность процессов перехода от речевого намерения (речевой интенции) к звучащему (или письменному) тексту, доступному для восприятия (идентификации и понимания).

 

Теории, изучающие порождение речи:

  1. Вероятностная (стохастическая). Разработана Ч. Осгудом. «Психология речи опирается на «вероятностный принцип» , т.е. у каждого языкового элемента есть своя вероятность появления в том или ином тексте. Вероятность появления слова определяется не только частотностью слова в языке (например союзы и,а,но-очнеь частотны), не только индивидуальными представлениями человека о содержательных и структурных особенностях текста, но и предшествующим контекстом.

Пауза хезитации – ситуация максимальной неопределенности, в которой не действуют вероятностные закономерности. На их базе сформирована теория «взмаха бабочкиного крыла». Объясняет выбор лексических средств, действует на лексику, не действует на грамматику. Эта теория не объясняет скорость усвоения языка ребенком.

  1. Теория «Генеративной грамматики» (трансформационная грамматика)  (Хомский)

У человека есть врожденные языковые механизмы. Эти знания являются языковыми универсалиями:

- представление о частях речи, что они передают, обозначают

- субъект, его признак

- действие и время

- действие и объект

Эти врожденные языковые структуры порождают базовые единицы, которые составляют глубинную структуру.  Базовые структуры проходят через языковой механизм, семантический компонент + трансформационные правила. Получают моторную обработку, переходят на поверхностный уровень речи, который мы воспринимаем. 

«За» врожденные структуры:

- если у человека есть речевая способность, то есть задатки для развития

- ребенок отличает человеческую речь от других звуков

- дети, осваивающие самые разные языки, проходят примерно одинаковые степени развития речи.

 

 

В русской психологии Теория Московской психо-лингвистической школы о порождении речи ( Жинкин Н.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Ахутина Т.В., Зимняя И.А.)